С. Н. Зинченко, есаул, Томское станичное КО.

Молодая казачья гвардия

В 1906 году в жизни Императорского Гвардейского корпуса произошло знаменательное событие: гвардейская семья пополнилась новой гвардейской частью – Лейб-Гвардии Сводно-Казачьим полком. Событие это стало праздником для всех казачьих войск азиатской России, а также раскинувшегося по нижнему течению Волги Астраханского войска.

В ознаменование исторических заслуг по освоению и удержанию Сибири и Дальнего Востока, за проявленную доблесть во время туркестанских походов 1853-1881 годов и Боксёрского восстания в Китае в1900-1901 годах, за проявленные стойкость и героизм в Русско-Японскую войну 1904-1905 годов, в награду за преданность престолу казачьих войск и спокойствие в казачьих областях во время прокатившихся по всей империи бунтов и выступлений 1905-1906 годов, а также за активную помощь казачьих частей в подавлении беспорядков и вооружённых провокаций боевиков-террористов личным повелением императора Николая II был сформирован новый гвардейский казачий полк.
Основой для формируемого полка послужила Лейб-Гвардии Уральская казачья сотня: «1906 года мая 27 повелено Лейб-Гвардии Уральскую казачью Его Величества сотню обратить на формирование 1-й сотни Лейб-Гвардии Сводно-Казачьего полка». Эта сотня была сформирована в 1798 году повелением Павла I и имела давние гвардейские традиции. В 1830 году, в царствование Николая I, сотня была причислена к Молодой Гвардии и стала называться Лейб-Гвардии Уральской сотней. В 1846 году лейб-казачьи сотни, в том числе и Лейб-Уральская, переименованы в казачьи эскадроны. В 1847 году Лейб-Уральская казачья сотня преобразовывается в двухэскадронный Лейб-Гвардии Уральский казачий дивизион, но уже в 1868 году дивизион вновь свёртывается до эскадрона. Затем эскадрон входит в состав Лейб-Гвардии Атаманского полка (формировавшегося из казаков Донского войска), а в 1874 году отчисляется из состава этого полка. В 1883 году Лейб-Гвардии Уральскому эскадрону жалуются права и привилегии Старой Гвардии. В 1891 году Лейб-Казачьим эскадронам вернули их историческое традиционное название, и они вновь стали именоваться сотнями.
Таким образом, костяком вновь формируемого гвардейского полка послужило подразделение, имевшее более чем вековой стаж службы в Лейб-Гвардии, подвергавшееся различным переформированиям и переименованиям и имевшее большой опыт столичной службы. Новый гвардейский казачий полк, как и оба старых полка, Лейб-Гвардии Казачий и Лейб-Гвардии Атаманский, формировался из четырёх сотен. Но если Лейб-Казачий и Лейб-Атаманский полки формировались исключительно из донских казаков (не считая того, что в XIX веке в состав Лейб-Казачьего полка одно время входило подразделение черноморских казаков, а в состав Лейб-Атаманского, как уже упоминалось, входило подразделение уральцев), то в состав нового Сводно-Казачьего вошли представители всех казачьих войск, за исключением донских, формировавших кроме двух гвардейских полков ещё и 6-ю Лейб-Гвардии Казачью батарею, и обоих кавказских войск, Кубанского и Терского, формировавших по две Лейб-Гвардии конвойных казачьих сотни (личная охрана императора). Первой сотней нового полка, естественно, стала сотня лейб-уральцев. 14 июля 1907 года приказом по военному ведомству формируются вторая Оренбургская сотня, а также третья и четвёртая сводные сотни. Третья сводная сотня формировалась из полусотни гвардейских казаков Сибирского войска, взвода гвардейских казаков Семиреченского войска и взвода гвардейских казаков Астраханского войска. Четвёртая сводная сотня формировалась из полусотни казаков Забайкальского войска, взвода казаков Амурского казачьего войска и взвода казаков Уссурийского казачьего войска. 9 августа 1906 года Высочайшим приказом Лейб-Гвардии Уральская казачья сотня названа 1-й Уральской Его Величества сотней Лейб-Гвардии Сводно-Казачьего полка. Полку даются права и привилегии Старой Гвардии. 2 апреля 1911 года 4-я Сводная сотня была переименована в 4-ю Приамурскую сотню. Шефом молодого гвардейского полка стал сам император Николай II. Первым командиром полка был назначен уральский казак генерал-майор Леонид Иванович Жигалин, бывший в своё время командиром Лейб-Гвардии Уральской казачьей сотни.
Особенностью полка стал не только способ его комплектования. Для поддержания казачьих традиций и войскового патриотизма каждому подразделению были оставлены свои войсковые цвета. Поэтому парадная форма сотен переливалась всеми цветами казачьих войск Российской империи. Казаки в начале XX века имели форму одежды парадную, обыкновенную и походную. У офицеров была форма одежды праздничная, воскресная и обыкновенная и их разновидности, которые являлись вариантами форм парадной и обыкновенной; ношение всех видов форм строго регламентировалось в соответствии со служебными и внеслужебными обстоятельствами – это тема отдельной большой и обстоятельной статьи. Поэтому мы ограничимся общим рассмотрением трёх основных видов формы гвардейских казачьих полков начала XX века.
Парадная офицерская форма начала XX века предусматривала ношение парадного однобортного мундира на крючках с галунными нашивками – в виде катушек на воротнике и обшлагах – и с эполетами, шароваров с лампасами прикладного войскового цвета, заправленных в сапоги с привязными шпорами, барашковой папахи с кокардой. Суконный верх у папахи также был прикладного войскового цвета, по нему накрест шло галунное шитьё; мундир также имел по воротнику и обшлагам галунные нашивки. Шашечная портупея и перевязь лядунки (лядунка – коробка для бумажных патронов эпохи шомпольного оружия; в XX веке уже как традиционный элемент парадной формы) также обшивались сверху металлическим галуном. Пояс – шарф для всего офицерского корпуса Российской Империи был из нашитого на тканую основу серебряного галуна, расшитого черно-оранжевыми квадратиками. Белый (серебряный), оранжевый и чёрный цвета соответствовали цветам государственного герба. А вот прикладной цвет галуна золотым был в пехоте (включая пластунов), артиллерии (включая конные казачьи батареи), на флоте и в тех кавалерийских полках, где он был традиционен. Во всех кавалерийских казачьих полках, как в степовых, так и кавказских, а также в кавалерийских полках, где он был традиционен, металлический галун был серебряным.
С 1835 года в Оренбургском, с 1840 года в Сибирском войсках синий мундирный цвет меняется на зелёный; в последующем во всех казачьих войсках и казачьих командах азиатской России мундирным цветом становится зелёный (так называемый «царский») цвет. На начало XX века прикладные войсковые цвета у казаков азиатской России были следующими. У сибирских казаков – алый, как у донских; у оренбургских – светло-синий (голубой) как у терцев; у семиреченских казаков – малиновый, как у уральцев, а у приамурских (забайкальских, амурских и уссурийских) – жёлтый, как у казаков Астраханского войска. Цвет тульи фуражки соответствовал цвету мундира, а цвет её околыша соответствовал цвету войскового лампаса. Цвет шаровар был унифицирован с цветом шаровар драгунов и стал во всех степовых войсках серо-синим.
Форма гвардейских казаков, являясь копией армейской казачьей формы, имела свои особенности. Так, если цвет парадного мундира армейских казаков соответствовал приборному мундирному цвету войска, то в Лейб-Гвардии Казачьем полку парадный мундир был алого цвета (приборного цвета Донского войска). Мундирного синего цвета, а не алого, был околыш у зимней (цветной) фуражки, а вот тулья, наоборот, была алого цвета. В Лейб-Гвардии Атаманском казачьем полку парадный мундир был светло-синего цвета. Соответственно, околыш фуражки, носимой при обыкновенной форме, был синего, а тулья –светло-синего цветов. Обыкновенная форма в обоих полках была синего цвета, шаровары и при парадной, и при обыкновенной форме были синего цвета, без лампасов. Гвардейские казаки были легко узнаваемы по отсутствию у них лампасов на шароварах на всех видах формы. Походная форма, как и у армейских казаков, состояла из кителей у офицеров и гимнастёрок у нижних чинов, однотонных летних фуражек с подбородочным ремнём и заправленных в высокие сапоги синего цвета шаровар (также без лампасов). После Русско-Японской войны цвет формы меняется с белого на защитный. Парадная форма носилась только с папахой, по центру высокой папахи крепилась Андреевская звезда – отличительный знак Русской Гвардии. Андреевская звезда (изображение звезды ордена Андрея Первозванного) была отличительным знаком Русской Гвардии и носилась на парадных головных уборах всех полков, на лядунках кавалерии и на седельных вальтрапах тяжёлой кавалерии. Над звездой гвардейской папахи располагалась лента за отличие данного полка, а уже сверху этого, на самом верху папахи находилась кокарда. Погоны Лейб-Гвардии Казачьего и Лейб-Гвардии Атаманского полков соответствовали цвету парадных мундиров – алыми с императорскими вензелями в Лейб-Казачьем и голубыми с вензелями наследника-цесаревича в Лейб-Атаманском. Эти же погоны носились и на обыденной гвардейской казачьей форме. Офицерам на парадный мундир полагались чешуйчатые кавалерийские эполеты серебряного прикладного металла с алой и голубой выпушкой соответствующего полкового цвета и погоны на обыденный мундир серебряного галуна с алыми выпушкой и просветами у лейб-казаков и голубыми у лейб-атаманцев. И ещё. Прибор офицерских звёздочек в Императорской армии и на Императорском флоте был обратным полю погон и эполетов. Если поле погон и эполетов и пуговицы на них были серебряного приборного цвета, то звёздочки золотого, и наоборот.
А какую же форму носили казаки и офицеры нового гвардейского казачьего полка? Как уже говорилось, казачьим подразделениям Лейб-Гвардии Сводно-Казачьего полка были оставлены войсковые цвета. И поэтому 1-я Уральская сотня носила парадный малиновый мундир с малиновыми же погонами. Все погоны казаков данного полка имели отличительную особенность – белую выпушку, а лейб-уральцы ещё и вензель августейшего шефа. 2-я Оренбургская сотня имела светло-синие мундиры с голубыми же погонами в белой окантовке. Сибирцы первой полусотни 3-ей Сводной сотни были обладателями алых парадных мундиров с алыми с белой выпушкой погонами. У третьего Семиреченского взвода Сводной сотни парадные мундиры и погоны с белой выпушкой были малинового цвета, как у 1-й Уральской сотни. Жёлтый цвет как мундирный не столь эффектен, поэтому в четвёртом Астраханском взводе 3-ей Сводной сотни и в 4-й Приамурской сотне был принят оранжевый цвет. Оранжевые же погоны с белой выпушкой были у них и на обыденной форме. Полусотня Забайкальского войска, 3-й Амурский взвод и 4-й Уссурийский взвод, а также Астраханский взвод 3-й сотни, таким образом, носили абсолютно идентичную форму. Если армейские казачьи войска четырёх нижеперечисленных войск отличались деталями оформления погон и шинельных петлиц, а у астраханцев ещё и мундирное сукно было не зелёным, а синим, то в гвардейском полку у них была одинаковая по расцветке форма. Соответствующих цветов в Сводно-Казачьем были и матерчатые верхи папах, и тульи фуражек, и вальтрапы при парадной седловке.
У нижних чинов для парадной формы был обязателен белый матерчатый кушак; кожаные шашечная портупея и ремень для обыкновенной и походной формы также были белых гвардейских цветов. На папахах у молодого полка ленточек за отличие, естественно, не было (у Уральской сотни тоже), поэтому кокарда крепилась сразу над Андреевской звездой. Воротники и обшлага парадных мундиров (на первых мундирах обшлага шились прямыми) у урядников и вахмистров и гвардейских, и армейских полков обшивались серебряным галуном, у рядовых казаков по воротнику и обшлагам шла белая выпушка. На погонах же галуны с металлической нитью были только у вахмистров и подхорунжих, у урядников и приказных поперёк погона пришивались полоски белёвой (от слова «белая») тесьмы. Та же тесьма прошивалась накрест и на донцах папах казаков унтер-офицерского состава.
Но всё это было сделано не сразу. Из воспоминаний командира 3-й сотни Лейб-Гвардии Сводно-Казачьего полка Александра Ивановича Белова, представленных в очерке Дмитрия Караганова «Сибирские казаки Лейб-Гвардии Сводно-Казачьего полка», узнаём: «Первоначальный кадр сибирской полусотни составляли урядники и казаки, равномерно назначенные от всех трёх первоочередных полков войска… Поздней осенью 1906 года со всех окраин необъятной России стали прибывать конные казаки разных войск в Красное Село… Прибывшие на сформирование нижние чины все пришли с полным армейским обмундированием и снаряжением и в первые месяцы несли внутреннюю службу в своей форме. В это время, не торопясь, на них были изготовлены полком гвардейская обыкновенная и парадная форма и снаряжение… Обыкновенные мундиры и шаровары с 1910 года у всех были из тёмно-синего гвардейского сукна, которые шились ежегодно на каждого. Канты на рукавах у всех были белые».
Интересная фраза у командира 3-й сотни: уже казаки и офицеры четыре года служат, а им только в 1910 сшили единообразную форму для повседневного ношения? Но вот интересные факты в статье Александра Поварницина «Пикой, шашкой и ружьём всю Сибирь мы бережём», опубликованной в альманахе «Тобольск и вся Сибирь» за 2011 год. Описывая историю развития формы и снаряжения сибирских казаков, он говорит и о форме полусотни казаков-сибирцев Лейб-Гвардии Сводно-Казачьего полка, и при этом утверждает, что и мундир обыкновенный, и шаровары, и тулья фуражки у них были не синего, а зелёного войскового цвета. По логике, то же самое должно быть и у остальных казаков полка, кроме уральцев и астраханцев, у которых мундирный цвет был синим. «Так что полковник В. К. Шенк ошибся, когда в своих таблицах нарисовал всем казакам (здесь имеется в виду Сводно-Казачий полк – С. З.) обыкновенный мундир и верх с тульей фуражек синим цветом. Они были традиционного сукна своего войска – у сибирцев тёмно-зелёного» – заканчивает он обзор гвардейской формы Сибирской полусотни. Заявление весьма интересное и заслуживающее внимания, но ничем не подтверждённое – ни выписками из приказов, ни мемуарами и дневниками очевидцев. Упоминаемый полковник В. К. Шенк проделал очень большую работу, составив цветные таблицы по основным трём видам формы Русской Армии на 1910 год. Да, у него есть отдельные ошибки и неточности при таком объёме проделанной работы, но в основном всё соответствует приказам. Может ли гвардейский офицер и командир вверенной ему полусотни путаться в том, какая форма была у его подразделения? Этого быть не могло. В пользу доводов Дмитрия Караганова, правда, говорит тот факт, что гвардеец Белов делает оговорку «с 1910 года», и поэтому всё вышеизложенное интересный для исследователя факт.
С 1907 по 1910 год проводилась последняя военная реформа, которая внесла многие изменения в обмундирование. Коснулась она и гвардейских казаков. Так, на парадных мундирах казаков вместо матерчатых погон появились солдатские эполеты уланского типа, на манжетах спереди появился мысок углом вверх. На воротнике и обшлагах гвардейских мундиров нижних чинов под белой выпушкой располагались нашивки из оранжевой тесьмы. Вместо высокой пушистой папахи была введена барашковая шапка, наподобие гусарской, со спущенным направо цветным суконным шлыком, с прикреплённым слева кокардой высоким белым султаном, оранжевым плетёным этишкетом под увеличенной в размерах Андреевской звездой и спадающими из-под шлыка на правое плечо двумя оранжевыми кисточками – кутасами на длинных кутасных шнурах. Такие же, но с серебряным прибором шапки были введены и для офицеров. При обыденной форме султан, этишкет и кутасы снимались. Также офицерам всех гвардейских кавалерийских полков были введены к парадной форме вне строя чакчиры навыпуск с двухрядным лампасом. Все эти элементы формы были до реформы Александра III (1882 год), а теперь их ввели вновь. Конечно, смотрелось это всё красиво, но старая форма была явно удобней и смотрелась более по-казачьи. На обыкновенной форме у манжеты также появился мысок с нашивкой, шаровары при всех видах формы казакам и офицерам гвардейских степовых полков согласно таблицам Шенка полагались общекавалерийского серо-синего цвета.
Несмотря на то, что Лейб-Гвардии Сводно-Казачий был недавно сформированным полком, он активно включился в гвардейскую службу: сотни посменно охраняли дворцовые парки в Царском Селе, Павловске, Гатчине, выставляли посты к казённым пороховым заводам в Колпино и Охте, впоследствии стали выходить и в дворцовые караулы; полк также участвовал в ежегодных месячных маневрах. Полк сразу же стал одним из первых в спортивных состязаниях. В ходьбе на лыжах с последующей стрельбой казаки постоянно занимали призовые места, три года подряд в этих состязаниях полк был первым. По стрельбе казаки-сводногвардейцы были одними из первых, на уровне гвардейских стрелковых полков. Во время проведения конных состязаний, джигитовке и рубке офицеры и казаки Сводно-Казачьего полка уверенно брали первые места, обходя старые гвардейские казачьи полки. Состязались сотни и между собой. И если первенство в стрельбе оспаривалось 3-й Сводной и 4-й Приамурской сотнями, то в рубке первенствовала 2-я Оренбургская сотня.
С началом I Мировой войны – полк на фронте, в составе гвардейской кавалерийской дивизии. Отличная боевая подготовка и казачьи удаль и сплочённость позволили быстро набраться боевого опыта. Многие казаки полка за боевые подвиги были награждены Георгиевскими крестами и Георгиевскими медалями, офицеры заслуженно носили боевые ордена. Семь офицеров полка стали кавалерами ордена святого Георгия и Георгиевского оружия. Это командир полка генерал-майор граф М. Н. Граббе (приписан к Донскому войску), полковники М. Н. Бородин (уралец), Л. П. Тимашов и И. Г. Акулинин (оренбуржцы), А. И. Белов (сибирец), И. Г. Сычёв (амурец), подъесаул Глеб Селезнев (уралец).
При выступлении на фронт парадные, да и обыденные мундиры были спрятаны в сундуки. Постоянной формой одежды теперь стала одна – походная. С 1908 по 1910 годы в кавалерии вместо гимнастёрки был введён походный однобортный мундир на пяти пуговицах, по покрою похожий на офицерский китель, но без нагрудных карманов. В 1910 году вернулись к удобной гимнастёрке, но теперь у неё появились обшлага с мыском, гимнастёрки того периода не имели манжет с пуговицами, как поздние. Забегая вперёд, следует отметить, что с началом I Мировой войны офицерам также было разрешено носить этот ставший легендарным элемент отечественной формы. Отметим любопытный момент: все казачьи офицеры-фронтовики всех войск отказались менять галунные погоны на положенные защитные полевые и всю Великую войну (как тогда называлась I Мировая) прошли, гордо неся на своих плечах серебряные в кавалерии и золотые в конной артиллерии и у пластунов погоны. Интересно, что казаки гвардейских степовых полков на фотографиях как довоенных, так и военного времени также в своих цветных погонах. Особенно чётко это видно у казаков Лейб-Гвардии Сводно-Казачьего полка, которые имели на погонах белую выпушку. На сохранившихся фотографиях у нижних чинов Сводно-Казачьего гимнастёрки имеют особую форму. Обычно гимнастёрки, скопированные с народной рубахи-косоворотки, шились с высоким воротником-стойкой со смещённым влево разрезом ворота и застёгивались справа налево (иногда и наоборот – слева направо). Строгого единообразия, в отличие от мундиров, в гимнастёрках не существовало, но принцип был единым. Здесь же мы видим разрез спереди, как у чекменя. Края воротника скошенные, разрез под воротом, на груди, не виден. Он прикрыт фигурным лацканом, сужающимся книзу. С правой стороны лацкан пришит к гимнастёрке, с левой – застёгивается на крючки. Этот покрой напоминает боевую рубаху-ермаковку сибирских и семиреченских казаков, только без патронташей-газырниц слева и справа от лацкана. Ермаковка, запрещённая после туркестанских походов, оставалась популярной и носилась казаками, когда они находились подальше от глаз начальства. Подобного покроя рубаха была и у оренбургских казаков, но лацкан был уже ровный, а вместо газырниц пришивались обшитые голубой тесьмой фигурные карманчики. Именно эти исторические рубахи послужили образцом фасонистой, отличной от других полков, гимнастёрки казаков Лейб-Гвардии Сводно-Казачьего полка.
Перед нами впервые публикуемая фотография казака четвёртой Приамурской сотни Лейб-Гвардии Сводно-Казачьего полка. К сожалению, мы не знаем фамилии бравого казачины – фото, предоставленное частным коллекционером, не имеет подписи. Но тогда откуда известно, что казак относится к этому полку, да ещё именно к четвёртой сотне? О том, что это казак-гвардеец, видно по белой коже его снаряжения – поясному ремню и портупее, они носились со всеми видами формы. Погоны на гимнастёрке цветные, с белой выпушкой, явно оранжевого цвета. А почему оранжевого? С 1907 года в Императорской Армии для поддержания традиций полков стали представителями полков при участии геральдмейстеров разрабатываться и вводиться нагрудные знаки полка, обозначающие его боевую историю и род оружия. Казачьи войска разрабатывали свои войсковые знаки. Были казачьи части, в которых наравне с войсковым носился и полковой знак. Подобное мы видим и в гвардейском Сводно-Казачьем полку. Там было шесть войсковых знаков, у представителей каждого войска свой. Но почему не восемь, по количеству представителей казачьих войск? Дело в том, что представители всех трёх заамурских казачьих войск имели единый войсковой знак. Если в большинстве казачьих войск войсковые знаки были утверждены и приняты в 1912 году, то в Забайкальском казачьем войске только в 1913 году к 250-летнему юбилею Войска (казаки начали нести службу за Байкалом в 1655 году) было принято решение о создании знака. Разработка знака была поручена художнику хорунжему 1-го Читинского полка Размахнину. Еще в ходе разработки атаманы Амурского и Уссурийского войск обратились к атаману Забайкальского войска с просьбой ознакомиться с эскизом и принять у себя такой же знак, так как они отпочковались от Забайкальского войска и старшинство также имели с 1655 года. Разрешение было получено, в дальнейшем амурцы и уссурийцы хотели разработать свои знаки, но этому помешали I Мировая война и революция.
Знак же окончательно был утверждён и начал выпускаться в октябре 1914 года на известной петербургской ювелирной фабрике «Эдуардъ». Знак представляет собой стилистическую вытянутую подкову концами вверх, сверху на него наложен герб Российской империи – двуглавый орёл, в лапах у него лента с датами 1655 и 1913 годов. Внизу, под частоколом на фоне сосновых веток – извивающийся дракон. Орёл мечет в дракона молнии. В центре знака –вензеля царя Алексея Михайловича и императора Николая II. Для офицеров знаки полагались эмалевые, из драгоценных металлов или бронзы, для нижних чинов – из сплава серебристого цвета.
Знаки казаки-приамурцы получили уже на фронте, куда они выступили через две недели после начала войны. Прямо над войсковым знаком у неизвестного нам казака располагается полковой знак Лейб-Гвардии Сводно-Казачьего полка, принятый в 1912 году. Знак представляет собой две перекрещенные обвитые Андреевской лентой атаманские насеки, над перекрестием расположена императорская корона. Нужно отметить, что у Лейб-Гвардии Уральской сотни был свой отдельный сотенный знак, утверждённый ещё в 1909 году в честь столетнего юбилея сотни.
На левой груди казака расположены снизу вверх четыре знака: три знака «За отличную стрельбу» последовательно 3-ей, 2-й и 1-й степени (знак был разделён на три степени в 1910 году) и самый верхний – «Кавалерист-разведчик». Вдоль погона казака идёт узкая тесьма, что было показателем классности данного нижнего чина. В кавалерии эта тесьма означала разведчика, что подтверждает верхний значок нашего персонажа. Довершает костюм лихо сбитая на правое ухо походная фуражка с кокардой нижнего чина.
В аналогичной форме нам известны выставлявшиеся в интернете фотографии казака третьего Амурского взвода 4-й Приамурской сотни данного гвардейского полка Василия Фёдоровича Филинова, на груди у которого только полковой знак. Возможно, фотография сделана раньше, до получения войсковых знаков. В подобного покроя гимнастёрке также есть фото казака Сибирской полусотни 3-й сотни этого полка Якова Ивановича Скворцова. На других двух фотографиях Скворцова, групповой и одиночной, сделанных в одном ателье и в одно время, на нём уже гимнастёрка несколько иного покроя, с карманами. Классическая «гвардейская» гимнастёрка здесь только у одного из четырёх персонажей. Явно эти фотографии сделаны не в первые недели войны, когда за единообразность формы не спрашивали даже с гвардейцев.
Кто этот казак на представленной фотографии, нам не известно. Не ясно также, какого он взвода – как говорилось, у казаков 4-й Приамурской сотни была одинаковая форма. Но есть маленькая надежда, что после публикации кто-нибудь из потомков признает этого лихого казачину.

Основная литература.

1. Глинка В.М. Русский военный костюм XVIII – начала XX века. Ленинград, «Художник РСФСР», 1988.
2. Александр Поварницин. «Пикой, саблей и ружьём всю Сибирь мы бережём». // Тобольск и вся Сибирь. Номер четырнадцатый. Сибирское казачье войско. Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска». Тобольск, 2011.
3. Казачьи войска. Краткая хроника. Репринтное издание. Акционерное общество «Дорваль», 1992.
4. Дмитрий Караганов. Сибирские казаки Лейб-Гвардии казачьего полка. http://www.proza.ru/2007/05/21-345/ дата обращения: 21.09.2013.
5. Дорофеев В. Я. Нагрудный знак Забайкальского казачьего войска. http://www.predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=91/ дата обращения: 23.09.2013.