Десять заповедей были даны Богом на горе Синае, через пророка Моисея, за
1615 лет до Рождества Христова. Написаны они были на двух скрижалях
(каменных плитах) в знак того, что в них содержатся два главных закона:
любить Бога и любить ближнего, т.е. всякого человека. О любви к Богу
говорят нам первые четыре заповеди, а о любви
к ближнему – следующие шесть.
1-я заповедь.
Я Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Первая заповедь повелевает познавать и почитать одного истинного Бога и,
кроме Его, никому не воздавать Божеской чести. Познавать Бога можно из
творений Божиих, из книг Священного Писания и из учения святой Церкви.
Против этой заповеди грешит тот, кто, вместо единого истинного Бога,
покланяется многим богам; кто отрекается от православной веры и
уклоняется в ересь или раскол; кто ленится молиться Богу дома и не ходит в
Церковь к богослужению; кто надеется на себя и на людей больше, чем на
Бога; кто верит ворожбе и различным приметам.
2-я заповедь.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху,
и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не
служи им.
Этой заповедью запрещается делать идолов, поклоняться им и служить.
Идолом называется изображение ложного вымышленного бога. Вторая
заповедь не запрещает нам,
однако, почитать святые иконы. Святые иконы—это изображение не
вымышленного, а истинного Бога во плоти, Матери Божией и святых
угодников Божиих; молясь перед ними, мы должны возноситься умом и
сердцем к Богу и святым, которые изображены на иконе. Грехами против
второй заповеди являются также гордость, тщеславие, излишняя
привязанность к деньгам и вещам, объедение, пьянство.
3-я заповедь.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
Этой заповедью запрещается употреблять имя Божие без нужды. Мы не
нарушаем ее, когда произносим имя Божие во славу Божию и во спасение
наше ( например в молитве, в учении о Боге, в благочестивых разговорах.).
Против этой заповеди следующие грехи: богохульство или дерзкие слова
против Бога; кощунство или неуважительное отношение к священным
предметам; неисполнение данных Богу обетов; божба.
4-я заповедь.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в
них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему.
Четвертая заповедь повелевает шесть дней в неделю трудиться и делать дела, на какие кто призван, а седьмой день посвящать Богу. Богу посвящается седьмой день, потому что Он в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от Своих седьмой день субботой, что значит покой. В Христианской Церкви празднуется через каждые шесть дней седьмой, только не субботний, а воскресный. Такая традиция установилась со времени самого Воскресения Христова. Кроме воскресенья есть еще дни, которые должно посвящать Богу – это Великие праздники. Воскресные и праздничные дни
нужно употреблять на дела богоугодные: ходить в церковь для участия в
общественном Богослужении, дома усердно молиться Богу, заниматься
чтением Священного Писания, духовных книг и проводить время в
душеспасительных разговорах, а также оказывать помощь бедным, посещать
больных и т.д. Те люди, которые в воскресные и праздничные дни позволяют себе нескромные игры и неумеренность в пище и питии, нарушают святость этих дней и грешат против четвертой заповеди Божией. Эта же заповедь,
повелевая шесть дней работать, тем самым осуждает и тунеядство.
5-я заповедь.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы
продлились дни твои на земле.
Эта заповедь повелевает почитать родителей, т.е. оказывать им любовь и
уважение, исполнять их добрые советы и наставления, опекать их во время
старости и болезни, молиться за них Богу при жизни и после их смерти.
Слова «чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле»
выражают обетование долголетия и счастья тем, кто почитает своих
родителей. Из священной истории и самой жизни мы видим, что это
обетование исполняется. Все, отличающиеся почтением к родителям, бывают
более других благополучны и счастливы на земле; но несравненно большая и
лучшая награда ожидает их на небе, в будущей жизни.
Согласно этой заповеди, кроме родителей нужно почитать своего отца
духовного и вообще лиц духовного сана, которые молятся о нас Богу и
научают жизни духовной, а также крестных отца и мать, начальников,
воспитателей и благодетелей.
6-я заповедь.
Не убивай.
Этой заповедью запрещаются все виды убийства. Наиболее часто
встречающийся в наше время грех против этой заповеди – аборт, т.е.
убийство нерожденного ребенка. Против этой заповеди грешит также тот,
кто содействует убийце или укрывает его; кто обременяет подчиненных
непосильными трудами и тем разрушает их здоровье; кто отказывает людям
бедным и несчастным в помощи и тем доводит их до смерти. Самым
преступным из убийств есть самоубийство. По правилам церковным
самоубийцы лишаются христианского погребения. Этой заповедью
запрещаются также такие грехи, как ненависть, зависть, ссоры, драки,
соблазны ближнего на греховные дела.
7-я заповедь.
Не прелюбодействуй.
Эта заповедь запрещает супружеские измены и вообще нечистую и
незаконную любовь между мужчиной и женщиной. Запрещается также
нескромные игры и зрелища, нескромные песни, пляски, сквернословие.
8-ая заповедь.
Не кради.
Эта заповедь запрещает воровство, грабительство, присвоение чужого
хитростию, покупку заведомо краденого, взятки, незаконные проценты и т.д.
Самым большим грехом против этой заповеди является святотатство или
похищение того, что принадлежит Церкви.
9-я заповедь.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Этой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего в суде,
клевета, неискренность в обращении и вообще всякая ложь.
10-я заповедь.
Не желай дома ближнего твоего; не пожелай жены ближнего твоего, ни
поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого
скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Эта заповедь запрещает не только делать зло ближнему, но и желать зла,
чтобы от злых мыслей и желаний не дойти до греховных дел. Грех против
этой заповеди называется завистью.